Все нефтяные и газовые магистрали подвергаются комплексному исследованию, проходя проверку на прочность, плотность, а в некоторых случаях еще и герметичность перед сдачей в эксплуатацию. Такой контроль регламентируется действующими СНиП, включая несколько этапов. И в случае необходимости его проведения вы всегда можете обратиться за помощью к специалистам ООО «Газ Сервис Консалтинг», которые быстро и максимально качественно выполнят любой фронт работ.
Визуальный осмотр трубопроводной магистрали
Любые испытания трубопроводов, как и ремонтно-восстановительные работы, начинаются с визуального осмотра, позволяющего предварительно оценить текущее состояние инфраструктурного объекта. На данном этапе в поставленную задачу исполнителя входит:
- осмотр стыковых соединений по всей протяженности магистрального участка;
- оценивание правильности установки всех используемых на трубопроводе запорных устройств, а также контроль их исправности и легкости в закрывании и открывании вентилей;
- наличие всех предусмотренных проектом креплений и проверка демонтажа временных крепежных элементов в случае использования таковых;
- проверка текущего состояния отдельных элементов общей магистральной конструкции: арматуры, подвесок, опор и пр.;
- определение пропускной способности трубопровода на предмет возможности устранения всего содержащегося внутри него воздуха (для проведения пневматически исследований должно оставаться не более 2% от всего объема) и наполнения слива рабочей жидкости (актуально при гидравлическом исследовании либо на определенных этапах при пневматическом);
- подтверждение окончания всех работ по сварке и термообработке (если таковая проводилась), включая такие этапы, как врезка дренажных систем и воздушных фильтров.
Примечательно, что для проведения предварительного комплексного изучения состояния нефте- или газопровода также необходимо соблюдать ряд определенных условий. Среди них: продувка наружных систем посредством компрессорной установки для очистки внутренней части магистрали от накопившихся загрязнений, а также соблюдение температурного режима, для чего необходимо, чтобы воздух на улице прогрелся хотя бы до +15° C.
Все предпочтительные методы проб изначально прописываются в проектной документации. Если же на этот счет нет никаких особых указаний, используется стандартная схема, в основе которой гидравлический или пневматический способ проверки трубопровода на его прочность и плотность.
Выбор оптимального способа испытания технического трубопровода
В настоящее время существует только два вида испытания трубопроводных магистралей на предмет прочности, плотности и наличия утечек (герметичности): гидравлический и пневматический. В основе каждого из них один и тот же принцип действия, предусматривающий прогонку линии посредством нагнетания давления в течение 12-часового периода.
Отличаются только используемые для этого средства и инструменты. И если в первом случае (гидравлический способ) речь идет о применении рабочей жидкости, в качестве которой может использоваться даже простая пресная вода из соседнего водоема, то под вторым подразумевается продувка магистрали газом – инертным или сжатым воздухом.
И хотя и в том, и в другом случае выявление нарушение целостности и утечек определяется под давлением, первый (гидравлический) способ является предпочтительным по ряду причин. Среди них меньшие временные затраты и более высокий уровень безопасности, поскольку в случае нарушения целостности трубопровода отдельные его элементы не разлетятся в разные стороны, а останутся на месте из-за быстрого снижения уровня нагнетаемого давления.
В то же время практическая реализация этого способа далеко не всегда является технически возможной. Среди наиболее распространенных причин, по которым приходится заменять этот метод исследования на пневматический, стоит выделить:
- слабые опоры и общая магистральная конструкция, не рассчитанная на нагрузку в виде заполнения водой даже отдельных ее участков;
- низкие температуры, при которых столбик термометра уходит за нулевое значение;
- отсутствие расположенного в непосредственной близости от трубопровода источника воды или же ее ограниченный объем.
Возможны и другие причины, по которым применение гидравлического способа является невозможным. И оценить все эти факторы смогут только квалифицированные специалисты, услуги которых предлагает ООО «Газ Сервис Консалтинг».
Условия для проведения испытаний
Также существует ряд других неукоснительных для соблюдения требований для проверки магистральных объектов. И прежде всего речь идет о следующих технических условиях для проведения работ:
- Проверке подергается весь трубопровод. В случае выявления дефектов на отдельных его участках производятся ремонтные работы, после чего выполняется контрольная диагностика магистрали по всей протяженности. При этом допускается испытание отдельных его участков с обязательной их изоляцией.
- Во время испытаний все запорные элементы должны находиться в полностью открытом состоянии, а соединительные элементы и заглушки быть надежно изолированными.
- При использовании нагнетаемого давления более 10 МПа применяется гидравлический способ, тогда как в случае превышения 50 МПа допускается замена на пневматический метод при соблюдении ряда определенных условий, среди которых контроль акустической эмиссии, возможный при плюсовых температурах внешней среды.
- Для проверки газопроводов предпочтительней пневматический способ исследования, тогда как для нефтепроводов актуален гидравлический, хотя возможны и исключения, предусматривающие даже комбинированную методику.
- При проверке нефтепроводов предусматривается определенная цикличность испытаний с количеством циклов не меньше трех.
Кроме того, магистрали должны быть полностью очищены от воды (для гидравлического способа) и воздуха (для пневматического), притом что метод их очистки определяется самим заказчиком.